9 февраля 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения академика живописи Николая Николаевича Харламова (1863-1935) – мастера портретного жанра, виртуоза высочайшего уровня в мозаичной технике и церковной росписи, незаурядного педагога и талантливого организатора.
Харламов – уроженец Владимирской губернии, сын священника, окончил духовное училище и семинарию, но выбрал путь профессионального художника. Учился в Императорской Академии художеств на отделениях исторической и портретной живописи.
Имя Харламова дорого нам потому, что с конца XIX века он жил и работал в нашем крае. В течение десяти лет возглавлял в Холуе иконописную школу. Под его руководством артелью учащихся создавались иконы, расписывались храмы, иконостасы по всей России и за ее пределами. На рубеже XIX-XX столетий Н.Н. Харламов стал художником первой величины в области монументального религиозного искусства. За заслуги на этом поприще в 1910 году ему было присвоено звание Академика живописи.
Лучшие свои произведения Харламов создал в области мозаичного искусства. Наиболее значимыми из них стали мозаики храма Воскресения Христова в Петербурге (храм Спаса на Крови), где он трудился вместе с В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, А.П. Рябушкиным. По его эскизам выполнены мозаичные интерьеры собора святого Александра Невского в Варшаве, иконы Богоматери на фасадах Великокняжеской усыпальницы Петропавловской крепости в Петербурге.
подробнее |