Система Orphus
Яндекс.Погода
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
18-07-14

 

Борьбе с пожарами на Руси начали уделять внимание еще в начале 11 века. Именно тогда, ориентировочно в 1036-1054 года «Уставом Великого Князя Ярослава Владимировича о церковных судах и земских делах» была введена первая ответственность за поджог. В последующем данный устав несколько раз дополнялся и изменялся. Первые упоминания о противопожарных требованиях стали появляться уже в 1434 году, когда в царствование Василия II Темного издаются указы о правилах пользования открытым огнем, чем фактически были сделаны первые попытки предупредительной борьбы с пожарами на Руси. Хотя они имели характер пассивной защиты, но стали явно эффективны не только с позиции пожарного дела, но и общественного прогресса в целом: огнестойкое строительство каменных стен вокруг городов во многом обеспечило защиту населения от вторжения врагов, дало толчок к разумному градостроительству. Очень важно, что уже в это время стало очевидным: обеспечение защиты от огня городов и селений может быть возможным только при заинтересованности и активности властных структур. Прародителем современных Правил противопожарного режима в РФ стало «Общедоступное руководство борьбы с огнем», изданное в 1892 году и включившим в себя «предупредительные меры и средства для борьбы с огнем».

Официальная же история развития и становления Государственного пожарного надзора начинается с принятия 18 июля 1927 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР», в котором впервые законодательно были закреплены основополагающие функции ГПН, которые остаются актуальными и на сегодняшний день: разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением, разработка противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения, надзор за состоянием пожарной безопасности организаций. Именно с этого времени началось планомерное осуществление профилактических мероприятий: на всех крупных промыслах и предприятиях стали проводиться пожарно-технические обследования. Вопросы обеспечения пожарной безопасности становятся предметом широкой агитации и пропаганды. В цехах, на предприятиях, в жилом секторе начали создаваться специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними.

В последующие годы проводилось постоянное совершенствование нормативной базы в области пожарной безопасности, изменения противопожарных требований, но одно было и остается неизменным – предупреждение пожаров, огнем которых уничтожаются жилые дома и целые деревни, а самое главное гибнут люди.

Проводимая органами ГПН работа всегда позволяла добиться значительных результатов в области профилактики пожаров. Понятно, что невозможно полностью предупредить пожары, но свести их количество к минимуму вполне возможно. Между тем, согласно статистических данных, начиная с 1860 года наблюдался постоянный рост числа происшедших пожаров, в период активного развития и совершенствования Государственного пожарного надзора, с 1965 г. по 1986 г. число пожаров в СССР было примерно одинаковым, затем в 1987-1989 г. начало быстро увеличиваться и в 1990-2001 г. превышало число пожаров 1986 г. в 2-3 раза. При этом наблюдался катастрофический рост числа погибших на пожарах. С 1965 г. гибель людей на пожарах выросла в 10 раз и темпы прироста показателя гибели людей на пожарах имели положительную тенденцию, при одновременном сокращении объемов производства и численности населения. Несомненно, что одним из условий таких негативных показателей были социальные факторы, однако принятие неотложных мер по снижению пожаров и гибели людей на них стало одним из приоритетных направлений в работе органов ГПН. Стали внедряться новые формы и методы проведения профилактической работы, пропаганды и агитации, были пересмотрены многие нормативные документы в области пожарной безопасности, ответственность за нарушения требований пожарной безопасности. Основной целью проводимых реформ стало создание новых эффективных механизмов государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему организационных, нормативных и экономических мер, адекватных угрозе возникновения пожаров и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства. Благодаря принятым мерам, начиная с 2002 года, стала появляться устойчивая тенденция снижения количества пожаров и гибели людей в Российской Федерации.

В заключение хочется отметить, что как показывает история, работа по профилактике и предупреждению пожаров проводилась на протяжении всего времени существования человечества и пожаров, и пожарный надзор незримо сопровождал весь процесс становления и развития пожарной охраны России. Тем не менее, только совместными усилиями и бережному отношению к огню можно обезопасить себя и свой дом от пожара!