Система Orphus
Яндекс.Погода
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
02-08-21

В соответствии с частью 1 статьи 72 ЗК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Взаимодействие Управления с органами местного самоуправления Ивановской области в рамках осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля реализуется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515 (далее - Постановление № 1515). Управление рассматривает поступающие из органов местного самоуправления копии актов проверок, проведенных в рамках муниципального земельного контроля, с приложением соответствующих документов и решает вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Предметом осуществления муниципальной земельного контроля, согласно пункту 1  статьи 72 ЗК РФ  является обеспечение соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Пунктом 3 статьи 72 ЗК РФ установлено в отношении каких земельных участков органы местного самоуправления уполномочены осуществлять муниципальный земельный контроль. Разграничение полномочий устанавливается исключительно местом расположения участка,
в независимости от его принадлежности или разрешенного использования.

Взаимодействие Управления с органами местного самоуправления осуществляется исключительно в рамках положений Постановления № 1515. Управление в своей деятельности не подменяет другие контрольно-надзорные органы и не дублирует их полномочия.

При наличии полномочий на осуществление муниципального земельного контроля направление Администрациями в адрес Управления подобных обращений может свидетельствовать о бездействии органов местного самоуправление и приводить к уходу виновных лиц от ответственности.

Целью обобщения правоприменительной практики и анализа деятельности является:                      

- профилактика нарушений обязательных требований земельного законодательства на территории Ивановской области;  

- снижение количества правонарушений в сфере земельного законодательства;                                                           

- информирование подконтрольных субъектов о наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований и рекомендаций в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушений обязательных требований.                                   

Обобщение правоприменительной практики осуществлено по результатам анализа результатов реализации Управлением полномочий по осуществлению государственного земельного надзора за 2020 год
и I полугодие 2021 года, а также поступивших в 2020 году и I полугодие 2021 года в адрес Управления, материалов, проведенных в рамках муниципального земельного контроля проверок.

В рамках взаимодействия с органами местного самоуправление в 2020 году и I полугодии 2021 года особое внимание уделялось вопросам повышения качества, направляемых для рассмотрения материалов муниципального земельного контроля.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), с целью обеспечения безопасных условий труда, сохранности жизни и здоровья сотрудников Управления и органом местного самоуправления в 2020 году семинар-совещание с представителями органов местного самоуправления был проведен только в январе. Тема совещания: повышение эффективности взаимодействия при осуществлении муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора. Также обсуждался порядок взаимодействия Управления и органов местного самоуправления при реализации положений статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей изменения порядка зачисления сумм денежных штрафов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Семинары-совещания с представителями органов местного самоуправления в I полугодии 2021 года не проводились.

Аналитическая часть

Государственный земельный надзор

За 2020 год Управлением проведено 1171 проверок соблюдения требований земельного законодательства, в результате которых проверено всего 1048 земельных участков на общей площади – 1243,9 га.

По результатам проведенных проверок выявлено 892 нарушения требований земельного законодательства. За допущенные нарушения 187 лиц привлечено к административной ответственности, на них наложены административные штрафы на общую сумму 1357,75 тыс. рублей, взысканы штрафы на общую сумму 1160,14 тыс. рублей, в том числе за предыдущие периоды.

Целевой показатель достижения доли выявленных нарушений составил 73,2 %, а устраненных нарушений – 97,2 %.

За 2020 год госземинспекторами вынесено 187 постановлений по делам об административных правонарушениях. Законность вынесенных постановлений составила 100 %.

Проведено 412 административное обследование, по результатам которых принято решение о проведении 271 внеплановой проверки.

За отчетный период проведено 8 проверок органов местного самоуправления, по результатам которых в 5 случаях выявлены нарушения требований земельного законодательства. Материалы направлены в Прокуратуру Ивановской области для принятия мер прокурорского реагирования.

За I полугодие 2021 года Управлением проведено 692 проверки соблюдения требований земельного законодательства, в результате которых проверено 540 земельных участков на общей площади – 46,8 га.

По результатам проведенных проверок выявлено 537 нарушений требований земельного законодательства. За допущенные нарушения 77 лиц привлечено к административной ответственности, на них наложены административные штрафы на общую сумму 326,0 тыс. рублей, взысканы штрафы на общую сумму 299,34 тыс. рублей, в том числе за предыдущие периоды.

Целевой показатель достижения доли выявленных нарушений составил 84,9 %, а устраненных нарушений – 99,7 %.

За I полугодие 2021 года госземинспекторами вынесено 77 постановлений по делам об административных правонарушениях. Законность вынесенных постановлений составила 100 %.

Проведено 136 административных обследование, по результатам которых принято решение о проведении 143 внеплановых проверок.

За отчетный период проведено 4 проверки органов местного самоуправления, по результатам которых в 2 случаях выявлены нарушения требований земельного законодательства. Материалы направлены в Прокуратуру Ивановской области для принятия мер прокурорского реагирования.

Взаимодействие Управления с органами местного самоуправления в 2020 году и I полугодии 2021 года

В 2020 году в Управление поступило 244 материалов муниципального земельного контроля, что на 1,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. По результатам рассмотрения поступивших материалов возбуждено 65 дел об административных правонарушениях.

В целях повышения эффективности осуществления муниципального земельного контроля, а также обеспечения возможности обсуждения наиболее часто встречающихся вопросов, в 2020 году Управлением было проведено 1 совещание с представителями органов местного самоуправления.

В I полугодии 2021 года в Управление поступило 110 материалов муниципального земельного контроля, что на 69,2 % больше, чем
за аналогичный период прошлого года. По результатам рассмотрения поступивших материалов возбуждено 40 дел об административных правонарушениях, по результатам которых 29 лиц привлечено к административной ответственности, на них наложены административные штрафы на общую сумму 165,0 тыс. рублей.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), с целью обеспечения безопасных условий труда, сохранности жизни и здоровья сотрудников Управления и органом местного самоуправления в I полугодии 2021 года семинар-совещание с представителями органов местного самоуправления не проводились.

Типичные, наиболее частые нарушения земельного законодательства, выявленные при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля

Наиболее часто выявляемым правонарушением является нарушение требований земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно,  самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

При квалификации нарушения, выявляемого при проведении проверок необходимо учитывать следующие обстоятельства. 

Объектом правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

Из содержания статьи следует, что при отсутствии оформленных в установленном порядке прав (подтвержденных соответствующими документами) лицо не вправе использовать земельный участок. Ответственность по статье 7.1 КоАП РФ наступает за совершение противоправного деяния и не зависит от наступления каких-либо конкретных противоправных последствий или причинения вреда (формальный состав правонарушения)"

Пунктом 2 статьи 552 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 273 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, гражданским и земельным законодательством предусмотрено право собственника здания, строения, сооружения на использование земельного участка, занятого таким зданием, сооружением, в силу закона, и действия такого лица по использованию земельного участка при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю не образуют события административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.1
КоАП РФ.

В подобных случаях следует выявлять нарушение требований статьей 25, 26 ЗК РФ, а лицам, допустившим нарушения выдавать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушения.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ состоит в совершении противоправных деяний, т.к. самовольное занятие земельного участка или части земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, в том числе использовании земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Самовольное занятие земельного участка может выражаться в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лицам, имеющим законное право на владение, пользование или распоряжение им, а использование - в засевании сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений и т.п.

C 01.07.2021 вступил в законную силу Федеральный закон  от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Как и в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в новом законе закреплено требование о недопустимости проведения проверок соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного объекта контроля несколькими контрольными (надзорными) органами. Таким образом, ни Управление, ни Администрации не должны подменять друг друга при исполнении функций по осуществлению государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

Рассмотрение Управлением материалов муниципального земельного контроля будет осуществляться в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.